МОУ СОШ № 21. С. Архиповское. Русский язык. ГИА. 14 вариант
Диагностическая работапо РУССКОМУ ЯЗЫКУ2 декабря 2010 года9 классВариант № 14Район __________________________________
Город (населенный пункт) ________________________________
Школа __________________
Класс ____________________
Фамилия ________________________________________________
Имя ____________________________________________________
Отчество ________________________________________________
Инструкция по выполнению работыНа выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 4 часа
(240 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную
работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого
изложения прослушивается 2 раза.
Это задание выполняется
на отдельном листе или бланке.Часть 2 выполняется на основе
прочитанного текста. Она состоит из 6 заданий
с выбором ответа (А1–А3) и 14 заданий с кратким ответом (В1– В14).
К каждому заданию с выбором ответа (А1–А3) даны 4 варианта ответа, из
которых только один правильный. Обведите номер правильного ответа
кружком.Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведённый номер крестиком, а
затем обведите номер правильного ответа. Ответы к заданиям В1–В14 вы должны
сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания
словами или
цифрами, разделяя их при необходимости запятыми. В случае записи неверного
ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 выполняется
на основе того же текста, который вы читали, работая
над заданиями второй части.
Приступая к третьей части работы, выберите
одно из двух предложенных
заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный
ответ. Это задание выполняется
на отдельном листе или бланке.Через 70 минут после начала работы разрешено пользоваться орфографическими
словарями.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии
времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к
следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете
вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается
одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные
задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и
набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!Часть 1Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельномподписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затемтекст сжатого изложения.C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой
микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 90 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком
Часть 2
(1) Больше всего в письме Ивана, который только что прибыл из
командировки, мне понравились слова «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы.
(2)Я, взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день
приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали!..
(3) Увижу раньше сестры Людмилы! (4) Раньше отца и мамы.
(4)Иван встретил меня на лестничной площадке, увидев с балкона.
(5) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван, потом
бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол. (6) «Все-таки мы не виделись целых пять месяцев, вот и разволновался!..» - подумал я.
(7) – Видишь ли, – произнес Иван медленно, растягивая слоги.
(8) - Стыдно, брат, просто стыдно: никогда, кажется, не дрейфил, а сейчас не знаю, как тебе объяснить. (9)Страшное дело, Ленька… (10) В командировке, на строительстве, я встретил другую девушку… (11) Пошло звучит, а иначе не скажешь: встретил. (12) Пытался о ней забыть - ничего не получилось! (13)Тыпонимаешь?
(14) Я понял и растерялся. (15)«Нет безнадежных положений!» – уверенно
говорил он мне раньше. (16)Сейчас оно было передо мной – безвыходное
положение. (17)Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить?..
(18) – Вы уезжаете прямо сегодня? – спросил я.
(19) – Почему вы? (21)Я еду один.
(20) А я и спрашивал про него одного…
(21) Раньше мне казалось, что мы с Иваном останемся друзьями, что бы
там ни случилось! (22) Случиться могло что угодно, но только не это.
(23) Могла быть беда, болезнь, но то, что произошло, вообще показалось мне невозможным. (24) Ну, как если бы мама сказала вдруг: «Я встретила другого мальчишку, он лучше тебя. (25)Теперь он, а не ты, будет моим сыном».
(26) – Твоя сестра все поймет со временем, – сказал Иван.
(27) – А что случится с отцом – у него ведь больное сердце?
(28) – Ты знаешь, я нарочно продлил себе сегодня командировку еще на
полгода, чтоб он успел совсем поправиться. (29) Ты подготовь их постепенно…
(30) – Как это…подготовить? (31)
– Нет, ты не так услышал, не так подумал, и не надо полагать, что я
пытаюсь взвалить на тебя все это. (32) Не сообщай им, я сам все скажу, но
только не сейчас. (33) Когда отец забудет про сердце… тогда. (34) А ты пока
отвлеки их немного чем-нибудь, подготовь. (35) Этим ты мне поможешь.
(36) Как мужчина мужчине… ведь ты уже совсем взрослый!
(37) – Какой же я взрослый?
(38) – Теперь должен им быть, ведь ты и сам хотел…
(39) Часа через полтора я возвращался домой, пытаясь понять, как можно
подготовить сестру и отца к такому. (40) Первый раз в жизни я должен был
подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем взрослым. (41) Я никогда
не думал, что это так трудно…
(По А. Алексину)
Задания A1 – A3 выполните на основе анализа содержанияпрочитанного текста. К каждому заданию A1 – A3 даны 4 вариантаответа, из которых только один правильный. Ответы на задания A1 –A3 обведите кружком.A1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на
вопрос: «С какой целью Иван вызвал героя-рассказчика на «мужской
разговор»?
1) Ивану было стыдно самому сообщить родителям своей невестыгорькую правду, поэтому он хотел, чтобы это сделал герой-рассказчик.2) Иван прибыл в город на короткое время, и у него не быловозможности сообщить важную новость лично Людмиле и ееродителям.3) Иван попытался прибегнуть к помощи героя-рассказчика,чтобы смягчить удар, который он нанес бы своим сообщениемблизким.4) Иван не решился открыть правду невесте и ее родителям исобирался попросить Леньку как-нибудь обмануть их.A2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово
«встретил» (предложение 11).
1) увидеть идущего навстречу2) остановить на ком-либо взгляд3) найти, обрести, сблизиться4) взглянув на кого-либо, уловить ответное движение глазA3 Укажите предложение, в котором содержатся
синонимы.
1) Больше всего в письме только что прибывшего из
командировки Ивана мне понравились слова: «мужской
разговор», и я поехал к нему прямо из школы, с портфелем.
2) Когда мы вошли в квартиру, он, бросив свое пальто на диван,
потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из
угла в угол.
3) Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить?
4) Первый раз в жизни я должен был подняться к нам на третий
этаж взрослым, совсем взрослым.
Задания B1 – B14 выполните на основе прочитанного текста.Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами.B1 Замените слово
ДРЕЙФИЛ в предложении 8 стилистически
нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________B2 Из предложений 31 – 35 выпишите слово с
чередующейсябезударной гласной в корне.
Ответ: ____________________________B3 Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание
приставки определяется правилом: «
Если после приставкиследует звонкий согласный или гласный, то на конце еёпишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
Ответ: _____________________________B4 Из предложений 27 – 29 выпишите омонимичный неопределённой
форме глагол, в котором
не пишется Ь перед постфиксом -ся, поскольку
это глагол в форме 3 лица единственного числа настоящего времени.
Ответ: _________________________B5 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при
вводном слове.
–
Стыдно,(1) брат,(2) просто стыдно: никогда,(3)кажется, (4) не дрейфил,(5) а сейчас не знаю,(6) как тебеобъяснить.Ответ: ___________________________B6 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между
частями, связанными
сочинительной связью.
–
Нет,(1) ты не так услышал,(2) не так подумал,(3) и не надополагать,(4) что я пытаюсь взвалить на тебя все это.Ответ: _____________________________B7 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между
частями, связанными
подчинительной связью.
Больше всего в письме Ивана,(1) который только чтоприбыл из командировки,(2) мне понравились слова«мужской разговор»,(3) и я поехал к нему прямо из школы.Ответ: ______________________________B8 Замените словосочетание
УВЕРЕННО ГОВОРИЛ (предложение
15), построенное на основе примыкания, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся
словосочетание.
Ответ: ________________________________B9 Выпишите
грамматическую основу предложения 17.
Ответ: _________________________________B10 Среди предложений 9 – 14 найдите предложение(-я)
с однороднымичленами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ: __________________________________B11 Среди предложений 1 – 6 найдите предложение
с обособленнымопределением. Напишите номер этого предложения.
Ответ: __________________________B12 Укажите количество
грамматических основ в предложении 5.
Ответ: ___________________________B13 Среди предложений 7 13 найдите
сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ____________________________B14 Среди предложений 21 25 найдите сложное предложение с
разными видами связи (с союзной сочинительной и союзной
подчинительной связью между частями). Напишите номер этого
предложения.
Ответ: _____________________________Часть 3Используя прочитанный текст части 2, выполните наотдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номервыбранного задания: С2.1 или С2.2.C2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли тире в
письменной речи.
Напишите сочинение-рассуждение:
«Зачем нужно тире?»Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст А. Алексина.
Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие
разные функции тире.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в
общекультурном плане.
Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону,
так и собственным высказыванием.
Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинениие пишите аккуратно, разборчивым почерком.
C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете
смысл двух последних предложения текста: «Первый раз в жизни я
должен был подняться к нам на третий этаж взрослым, совсем
взрослым. Я никогда не думал, что это так трудно…».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста,
подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.