Тесты по русскому языку 2006 год
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ
ВАРИАНТЫ и ОТВЕТЫ централизованного {абитуриентского) тестирования
Пособие для подготовки к тестированию
Москва
ББК 74.202.5
УДК 37.1
М20
Тесты. Русский язык. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М.: 00 0 «РУСТЕСТ», 2006.
Сборник «Тесты» (варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования 2006 года) -в книге представлены образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования в 2006 году по русскому языку. Тесты составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками. Приведена структура тестов. Даны ответы для всех представленных тестов. Дан краткий анализ характерных ошибок в ответах испытуемых.
Сборник предназначен для самостоятельной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и к вступительным экзаменам в вузы, а также в помощь преподавателям и методистам, использующим в своей работе тестовый способ контроля знаний.
Издание подготовлено и осуществлено по материалам, предоставленным ФГУ «Федеральный центр тестирования».
ISBN 5-94635-268-7
' ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2006
> ООО «РУСТЕСТ», 2006
) Обложка - дизайн Полиграфического Дома
«Коммерсант», 2006
На обложке — А С Пушкин
Содержание
1. Введение 4
2. Структура абитуриентского теста по русскому языку 5
3. Тест по русскому языку № 1 7
4. Тест по русскому языку № 2 17
5. Тест по русскому языку № 3 27
6. Тест по русскому языку № 4 37
7. Тест по русскому языку № 5 47
8. Тест по русскому языку № 6 57
9. Тест по русскому языку № 7 67
10. Тест по русскому языку № 8 77
11. Тест по русскому языку № 9 87
12. Разбор заданий теста по русскому языку № 10 97
13. Правильные ответы к тестам по русскому языку 112
14. Статистика ответов учащихся к тестам по русскому языку 115
15. Структура абитуриентского теста по русскому языку-П 124
16. Тест по русскому языку-П № 1 126
17. Тест по русскому языку-П № 2 138
18. Правильные ответы к тестам по русскому языку-П 151
19. Статистика ответов учащихся к тестам по русскому языку-П 152
ВВЕДЕНИЕ
Учащиеся и их родители заинтересованы в получении, а государство -в обеспечении качественного образования. Для этого необходимо использовать современные методы оценки и контроля. Наиболее известны механизмы централизованного тестирования и единого государственного экзамена. Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, стандартизированными процедурами, при проведении которых все учащиеся находятся в одинаковых (стандартных) условиях и используют примерно одинаковые по свойствам измерительные материалы (тесты). Такую стандартизированную процедуру оценки учебных достижений называют тестированием.
Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий в тесте по различным разделам должно быть таким, чтобы пропорционально отражать основное содержание предмета. Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов и измерение учебных достижений учащихся в широком диапазоне их знаний.
Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента использования теста.
Централизованное тестирование оценивает уровень подготовленности учащихся по стобалльной шкале с учетом трудности и дифференцирующей силы верно и неверно выполненных заданий.
При оценке учебных достижений Центром тестирования используются достаточно сложные математические модели. Ознакомиться с ними можно в специальной литературе.
Тестируемый учащийся должен знать, что число верно выполненных им заданий неоднозначно определяет его тестовый балл. Трудности верно и неверно выполненных различной сложности заданий могут значительно повлиять на оценку результатов тестирования.
Приводимые в сборнике тестовые материалы и результаты могут быть использованы как ориентиры для подготовки к централизованному тестированию в 2007 г.
Практическое использование современных тестов учебных достижений дает учащимся возможность объективно оценить уровень своих знаний, а также определить свое место (рейтинг) среди множества российских учащихся, проходивших централизованное тестирование. Эта услуга пользуется возрастающим спросом. Ежегодно около миллиона учащихся принимают участие в централизованном тестировании. Свыше половины государственных вузов России принимают результаты централизованного тестирования в качестве оценок вступительных испытаний. Десятки тысяч абитуриентов, представивших в приемные комиссии вузов сертификаты централизованного тестирования, ежегодно зачисляются в государственные вузы России.
Технология и методики централизованного тестирования широко используются при проведении единого государственного экзамена в России.
Структура абитуриентского теста по русскому языку Разработчики: Антонова 0,Ю,у Абрамова К А., Кузнецова И.А., Наумова КЛ., Саламова Л.Б.
А1. Правописание безударных гласных в корнях (проверяемых и
чередующихся). Правописание непроверяемых гласных в корне
слова.
А2. Правописание Ъ и Ь. Ь в грамматических формах слов.
A3. Гласные -0-/-Ё- после шипящих и -Ц- в корнях, суффиксах и
окончаниях.
А4. Правописание согласных в корне слова и на стыке морфем.
Удвоенные согласные.
А5. Правописание приставок ПРЕ и ПРИ. Правописание суффиксов.
А6. Правописание суффиксов и окончаний существительных,
прилагательных, глаголов и глагольных форм. А7. Правописание гласных перед формообразующими суффиксами в формах глагола прошедшего времени и причастий. А8. -Н-и -НН-в полных формах прилагательных, причастий и производных существительных. А9. Дифференщ1ация написания -Н- и -НН- в полной и краткой формах
прилагательных, причастий, наречий. А10. Правописание -НЕ- с различными частями речи. А11. Правописание -НЕ- и -НИ- на основе их смыслового разграничения. А12. Правописание -НЕ- и -НИ- в отрицательных и неопределенных
местоимениях и отрицательных наречиях. А13. Слитно-раздельно-дефисные написание различных частей речи. А14. Тире в простом предложении. А15. Знаки препинания при союзе И в простом и сложном предложении. А16. Знаки препинания при однородных членах предложения. А17. Пунктуация при обособлении второстепенных членов предложения.
А18. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки
препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций.
А19. Знаки препинания при союзе КАК и других сравнительных союзах.
А20. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном
предложении.
А21. Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи
и цитатах. А22. Знаки препинания во всех типах сложных предложений. А23. Орфоэпические нормы. А24. Нормы лексической сочетаемости. А25. Лексическое значение слова. А26, А27. Морфологические и синтаксические нормы. А28. Русский литературный язык и его стили. Языковые показатели
стилей.
- Лексический состав языка.
- Изобразительно-выразительные средства языка.
- Синтаксис. Классификация членов предложения.
- Обобщающее задание по орфографии.
- Обобщающее задание по орфографии.
- Морфологические и синтаксические нормы.
- Синтаксис. Понятие о грамматической основе предложения. Типы простых и сложных предложений по структуре.
- Синтаксис. Понятие о грамматической основе предложения. Типы простых и сложных предложений по структуре.
- Лексический состав языка. Фразеологизмы.
- Морфология. Классификация и грамматические признаки разных частей речи.
- Лексический состав языка.
- Основные понятия фонетики.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ
регистр
Тест по русскому языку № 1
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А и В. На его выполнение отводится 100 минут. Задания рекомендуем выполнять по порядку. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Часть А
В камсдом задании момсет быть 1,2 и более правильных ответов. Номера выбранных ответов отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.
А1. Буква Б пишется в слове
1) зажгательный танец 2) разуверять соседа 3) встибюль 4) в унсон 5) постлить
А2. Ь знак пишется в слове
1) кинос_ёмка 2) веема 3) сдает_ся 4) уничтож_ 5) настеж_
A3. Буква О пишется в слове
1) истощнный 2) ножнка
3) малышвая группа 4) прожвывать
А4. Согласная буква пропущена в слове
1) драма 2) беследный 3) двухкасетный 4) лесный отзыв 5) кал_ория
А5. Буква Е пишется в слове 1) выкорчвать пни 2) пуговчка 3) пр_з^спевающий 4) прнижение 5) пр_амбула
А6. Буква Е пишется во всех словах ряда 1) плохо учиться во втором семестр; в пчелином уль_ 2) нуждаться в контроле вылечиться от ми1рен_ 3) в исподнм белье; о кошачьи повадке 4) средство от плесен_; составить мнение об абитуриент_ 5) услышшь шум; придержм
А7. А(Я) пишется в слове 1) выглядщий 2) полщий 3) услышнный 4) трепещщий 5) почув
А8. -НН- пишется в слове 1) перевязаый 2) безветрео 3) коваый 4) правлеая рукопись 5) пустыик
А9. -НН- пишется в предложении 1) Сидевшая перед ним девушка читала, и лицо ее было сосредоточео. 2) Она никогда ни с кем не говорила откровео, но все невольно чувствовали в ней присутствие глубокого вн)Гфеннего мира. 3) Зимой бабушка возила продавать в Красноярск морожеые кружки молока с лучинкой в накипелой сливками середке. 4) Узнав, какое дело доверео ему, Алешка обвел нас взглядом.
А10. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду 1) (не)задачливый; (не)крупные, но сладкие 2) (не)ряшливый; (не)достает искренности 3) (не)обязан соглашаться; (не)досмотрел фильм 4) (не)смущаясь; (не)вымыты мною 5) далеко (не)легкое дело; (не)по-дружески
All. НИ пишется в предложении 1) Я не мог н_ прийти к заключению, что зачатки кокетства и придирчивости свойственны всему женскому полу.
2) Он закутан в серый плащ, на ногах у него бесшумные войлочные туфли, а прятаться он умеет так быстро, что сколько н_ оглядьшайся, никого сзади не заметишь
3) Чего только н_ испробовал градоначальник для поддержания своих преобразований! 4) Я тебе скажу, морозы там были н_ то что здесь.
А12. Пишется НЕ
1) Н_ одна из компьютерных игр, уверен, не сможет вытеснить старые строгие шахматы. 2) Книга н_ что иное, как верный и бескорыстный друг, самый терпеливый и строгий учитель. 3) Все твои рассуждения не имеют оснований, н_ в какие ворота не лезут. 4) Студенческая жизнь тогда н_ как не мыслилась без подработки.
А13. Дефис ставится
1) подобру(поздорову) 2) (во)вторых 3) (пол)луковицы 4) (желто)ротый 5) кое(в)чем
А14. Тире на месте пропуска ставится в предложении
1) Погода испортится _ спуск нельзя будет разглядеть. 2) Лед, снег и камень _ суровый пейзаж, своей обнаженной рельефностью напоминающий макет. 3) Истина подкрепляется зрением и временем, а ложь _ поспешностью и неопределенностью. 4) Разве Природа сама по себе _ не есть вечный двигатель?
А15. Запятая на месте пропуска ставится в предложении 1) Как надоело выслушивать его упрёки_ и как хочется высказать ему всё, что накопилось в душе! 2) По рассказам крестьян, добычей немцев были лишь тела трёх убитых партизан_ и в их числе был Саша Творогов. 3) У него сжалось и похолодело сердце_ и он поспешно отпрянул за выступ стены. 4) Разведчики доставали для раненых сливки и сметану, яйца_ и даже бел?^""
А16. Пунктуационная ошибка допущена в предложении 1) В тот июльский вечер он нажал на железную певучую дверь парадного крыльца и вышел в синеву сумерек. 2) Ходил он всегда веселой и легкой походкой, и любил одеваться опрятно и по моде. 3) Успех фильмов Спилберга объясняется знанием законов, не только искусства, но и социальной психологии. 4) Вор был ни жив ни мертв и держался за притолоку, чтобы не упасть.
А17. Второстепенный член необходимо обособить в предложении
1) Сброшенный пласт снега с крыши уже и есть снежная лавина в её
элементарном виде. 2) Сыщик сломя голову бросился к пролётке. 3) Миновав рощу колесница помчалась в город. 4) Отсюда с небольшой возвышенности деревня казалась чистой и
уютной. 5) Стайка ребятишек не взятых на пашню из-за малолетства играла в сыщиков-разбойников.
А18. Запятая на месте пропусков ставится в предложении
1) Консул Доронин_ несомненно_ видел, что с его помощником происходит нечто из ряда вон выходящее, но с расспросами не лез.
2) Четыре горизонтальные палки, возвышаясь над ступенями лестницы_ приблизительно_ на метр, образовали нечто вроде перил.
3) Погоня_ впрочем_ продолжалась недолго. 4) Несомненно_ следующее: его меланхолический вид прикрывает в нём много порочных наклонностей.
А19. Пунктуационная ошибка допущена в предложении 1) Слышится, как сотрясается земля под копытами бизонов. 2) Художники передали создателям новых серий старые эскизы,
поэтому Волк и Заяц будут такими же, как в первых сериях.
3) Надоели все эти особняки с безупречными интерьерами, роскошной техникой и стопкой комиксов, как новым суррогатом культуры!
4) Аквалангисты словно две гигантские рыбы медленно проплывали мимо прибрежных скал.
А20. Пунктуационная ошибка допущена в предложении 1) Вот видишь теперь, что когда мы здоровы духом, то тогда здорово и наше тело. 2) У хлеба и дома свои собственные, стародавние имена, от которых пошли другие слова, и что изменится, если кто-то знает, откуда они взялись? 3) Эта постройка едва прослужила полвека, и всё потому, что не было у неё одного хозяина, что каждый кто жил, только прятался в ней от холода и дождя. 4) Никто из нас не знает, ни что это за устройство, ни каково его действие.
А21. Чужая речь НЕПРАВИЛЬНО оформлена в предложении
1) Когда я встал, ближний от меня охотник вдруг удивился: так ты, мол, Володя, здесь? 2) «Да и как его прогонишь? - сказал доктор. - прогнать человека легко только на словах...»
3) Белинский называет «Евгения Онегина» «гениальным национально-русским произведением», пишет о его значении: «Стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе».
4) Мне сообщили, что: «Дом, которым управлял их отец, продан», и старик переехал на Выборгскую.
А22. Укажите, в каком месте допущена пунктуационная ошибка:
И, представьте себе (1) очень могло случиться, что Мольеру пришлось бы, (2) все-таки, (3) покинуть замок, а Кормье остался бы, (4) потому что прелесть спектакля оценили все, (5) за исключением одной госпожи Кальвимон.
А23. Ударение НЕВЕРНО поставлено в слове 1) жа'люзи 2) премиро'ванный 3) де'фисное (написание) 4) жда'ла 5) диспансе'р
А24. Нормы лексической сочетаемости НАРУШЕНЫ в предложении 1) Не знаю до сих пор, каковы перспективы моего поступления в этот вуз. 2) За рубежом в семье среднего достатка на каждого человека приходится более сорока квадратных метров жилой площади. 3) Большое значение в ходе подготовки к этой важной встрече тренер уделял психологическому настрою футболистов. 4) Обоз с аксессуарами еще не прибьш, и солдаты бьши одеты кое-как. 5) Постоялец отеля истошно объяснял, что этот номер его не устраивает и требовал предоставить ему другой.
А25. Слово употреблено в НЕСВОЙСТВЕННОМ ему значении в
предложении
1) Коренной москвич, он столько мог рассказать о староарбатских переулках, о каждом доме на Бульварном кольце.
2) Эта встреча вызвала во мне двойное чувство: с одной стороны, я гордился, что видел Толстого, с другой - мне не понравилось, что беседа его со мной несколько напоминала экзамен.
3) Отрывистые, хотя и великолепно отрежиссированные эпизоды фильма не сливаются в неразрывное единство, не образуют цельного представления.
4) Окуджава называл себя жильцом Арбата, любил его и много песен посвятил этой улице.
А26. Речевая ошибка допущена в словосочетании
1) масштабное авторалли 2) жажда к знаниям 3) страдает нетребовательным вкусом 4) располагаться в отдалении
А27. Речевая ошибка допущена в предложении 1) Отдохнув, мысли лучше идут на ум. 2) Из образа Луки можно понять, что он непростой человек и на его создание ушло много времени. 3) Эта книга задумана как повесть для юношества.
А28. Определите стиль приведенного ниже текста: Вызрел ковыль. Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго принимал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковьшь молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Ночи истлевали быстро. По ночам на обуглено-черном небе, несчетные, сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный Шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полыней; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.
1) публицистический 2) художественный 3) разговорный, с элементами художественного 4) научный, с элементами художественного
Часть В
Ответы заданий части В запишите на бланке ответов рядом с номером задания (B1-BI2), начиная с первой клетки. Каждую букву слова пишите в отдельной клетке по приведённым образцам. При раздельном написании делается пропуск одной клетки, при дефисном черточка в отдельной клетке между частями слова.
Задания B-ВЗ относятся к тексту задания А28,
В1. Каким с точки зрения сферы употребления является подчеркнутое слово?
В2» Укажите, какое средство выразительности употреблено в выделенном предложении.
ВЗ. Каким членом предложения является выделенное жирным шрифтом слово?
В4. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).
Человек охотно подчиняется законам необходимости, имея разумные представления о всеобщей взаимосвязи и обусловленности, и одновременно он полагает себя безгранично свободным. Понятия о свободе и необходимости только при разъятии становятся взаимно исключающемися, но, рассмотренные в единстве, они ведут к ясному представлению о жизни.
В5. Найдите слово с орфографической ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно употреблено в предложении). В это время в комнату также стремительно, как воздух в форточку, ворвался Николай Николаевич с сообщением, что на улицах бои, стычки чуть ли не на каждом шагу и что по дороге сюда он не раз попадал в неприятную и даже опасную ситуацию.
В6. Найдите слово или словосочетание с речевой ошибкой и напишите его ПРАВИЛЬНО (в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении).
Согласно распоряжения местных властей, в этом уральском городе запрещено курение в общественных местах. Есть, конечно, недовольные. Но большая часть жителей (а среди них немало курящих) одобряют новый порядок, считая, что меньше будет соблазна для детей.
В7. Укажите цифрой количество грамматических основ в следующем предложении.
Публика, скучая, ждала, что интересное будет в дальнейшем, но с ужасом следует сознаться, что ничего интересного она не дождалась, и огни погасли над ревнивым принцем при жидких аплодисментах.
В заданиях В8-В11 установите соответствие мемсду элементами двух столбиков, В строгом соответствии с последовательностью номеров первого столбика выпишите буквы выбранных ответов из второго столбика. Перенесите полученную последовательность БУКВ в бланк ответов (без цифр, запятых и пропусков). Например, ГАБВ,
В8. Укажите тип каждого предложения по структуре
1 1) Впрочем, пушки вскоре стихли и сменились веселой тарахтящей стрельбой где-то на окраине, на севере.
12) Забравши удочки, мы с Алешкой сделали вид, будто отправились удить к ближайшему озеру. 3) Голова её была тщательно убрана, и на лице было оживление, не скрывавшее, однако, опустившихся и погрубевших очертаний лица.
А. Простое
Б. Сложносочиненное 1 В. Сложноподчиненное 1
Г. Бессоюзное сложное |
В9. Укажите, какое толкование фразеологизмов является
правильным 1) Выйти сухим A. Избежать заслуженного наказания. из воды Б. Преодолеть все жизненные испытания и не потерять лучшего в себе.
B. Не пол)^ить ожидаемого. Г. Не дождаться улучшения ситуации, не обрести душевного равновесие. 2) Семи пядей во A. О человеке высокого роста.
лбу Б. Умница, наделен незаурядными способностями.
B. О человеке с излишним самомнением. Г. О человеке со странностями. 3) Денег куры не A. О тех, кто хранит свои деньги в надежном клюют месте.
Б. О тех, кто не держит деньги в чулке, а вкладывает в производство.
B. Ни гроша в кармане и в кошельке. Г. Об очень богатом человеке.
4) Не робкого A. Трус. десятка Б. Храбрец.
B. Член преступной группировки.
Г. Компанейский человек, у которого много друзей, приятелей.
В10. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Выпишите в строгом соответствии с последовательностью номеров слов буквы выбранных ответов.
- (1)
- Я перебежал двор, где летала (2) и шаркала метель, прибежал к себе и, (3) считая минуты, ухватился за книгу, (4) нашел рисунок,
- (5)
- изображающий трахеотомию.
- A.
- Прилагательное Б. Союз
- B.
- Местоимение Г. Деепричастие Д. Причастие Е. Глагол
Bll. Установите значение слова
П) Предписывать А. Утверждать высшим органом государственной власти международный договор, придавая ему юридическую силу.
2) Акцентировать Б. Усиливать деятельность, оживлять. 3) Узурпировать В. Предлагать официально, приказывать.1 4) Претендовать Г. Производить незаконный захват власти, 1 прав, полномочий. Д. Притязать, рассчитывать на что-либо, добиваться чего-либо. Е. Выдвигать на первый план, подчеркивать 1 какую-либо мысль. |
В12. Укажите (цифрами) количество звуков в словах (цифры записывайте в том же порядке, в котором написаны слова, без пропусков и запятых).
надбровье колея лыжня дремать