Мой сайт

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 82

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Июнь » 24 » Тест как показатель качества знаний по русскому �
05:14
 

Тест как показатель качества знаний по русскому �



Министерство образования Пермского края


Тест как показатель качества знаний по русскому языку


Жижилева Нина Фёдоровна,

учитель начальных классов

I квалификационная категория

МОУ «Федоровская основная

общеобразовательная школа»


Куеда 2008


Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Тестирование как метод обучения и контроля……………………….6

Глава 2. Применение тестовых технологий в педагогической практике……13

2.1. Эффективность использования тестирования на уроках русского языка………………………………………………………………………….....13

2.2. Тестирование с применением компьютерных технологий………...18

2.3. Экспериментальная работа с использованием тестовых заданий по русскому языку…………………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………..27Список используемой литературы………………………………………………29

Приложения……………………………………………………………………….30


Введение

Процесс обучения русскому языку определяется целью приобретения учащимися определенного объема знаний, формирования практических лингвистических умений и одновременно является процессом овладения учащимися такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, развития интуиции и воспитания языковой культуры.

Необходимым элементом учебного процесса наряду с сообщаемой информацией является контроль знаний учащихся.

Постепенный переход от традиционных форм контроля к оцениванию знаний в виде тестирования, отвечает современному времени, общей концепции модернизации российской системы образования. Эффективность такой методики во многом зависит, прежде всего, от специфики самой учебной дисциплины и целей обучения, от качества используемых программных продуктов и уместности их использования для конкретных учебных целей, а также от форм представления учебной информации.

Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестирования является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. Поэтому представляется актуальной практика разработки разнообразных программных средств, для подготовки и организации тестирования с использованием компьютера.

В связи с введением Единого муниципального теста (ЕМТ) и мониторинговых обследований в начале и конце учебного года, проблема качественной оценки знаний приобрела особую остроту. Для решения большинства из вышеперечисленных проблем в настоящее время предлагается использовать метод тестирования, который позволяет сделать процесс педагогического контроля более эффективным, а также ориентировать его на использование современных информационных технологий. Информационные возможности открывают неограниченный простор для педагогического творчества преподавателей, позволяя модернизировать старые и внедрять новые технологии и формы обучения. На сегодняшний день в школах не хватает компьютерной техники, компьютерных классов, тестов и программ для организации автоматизированного тестирования, низкий процент педагогов, владеющих ПК (программами компьютера). Для решения этой проблемы необходимо открывать возможности компьютеризации контроля знаний, овладение технологией разработки качественного теста, повышать педагогам свою компетентность.

Пройдя курсы в Пермском областном (региональном) институте повышения квалификации работников образования по теме «ИКТ в начальной школе» выяснилось, что в начальном звене, остро стала проблема подготовки младший школьников к современной форме контроля как тестирование. Поэтому, мною было принято решение – изучить методику создания тестовых заданий и научиться составлять тесты, как в компьютерном варианте, так и в бланковом.

Цель моей работы: разработка и систематизация тестовых заданий как показателя улучшения качества знаний по русскому языку.

Для достижения цели были поставлены такие задачи:


  1. Изучить литературу по составлению тестовых заданий.

2. Разработать в разных компьютерных программах тестовые задания по русскому языку.

3. Повысить информационную культуру педагога.

4. Провести эксперимент.

Объект эксперимента: тестовые задания

Предмет эксперимента: влияние тестирования на качество знаний младших школьников.

В начале работы прогнозировала следующий результат:

1. Освоение компьютерных программ по составлению тестов.

2.Создание в программах Tester, Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point тестовых заданий.

3. Повышение качества знаний учащихся.

4. Распространение опыта.


Глава 1. Тестирование как метод обучения и контроля

Новые информационные технологии сегодня выступают не только как предмет изучения, но и как инструмент познания и передачи знаний. Компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. Рассматривая тестирование как метод педагогического контроля, целесообразно остановиться на понятие теста.

Тест – это система заданий специфической формы возрастающей трудности, позволяющая оценить структуру и измерить уровень знаний по определенной учебной дисциплине. Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется в первую очередь показателями его надежности и валидности. Показатель надежности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех знаний, умений и навыков, для измерения которых он предназначался составителями. Валидность будет определять правомерность интерпретации результатов тестирования. При таком подходе, тесты являются одной из эффективных форм проверки и самопроверки знаний. Задания такого типа способствуют усвоению новой информации, формированию интеллектуальных умений и систематизации знаний. Они ориентированы на основной материал по предмету, прежде всего на базовые знания. Любая тестовая методика представляет собой совокупность тестовых заданий, объединенных определенной целью. Учитель сможет на уроках, используя тестовые задания, провести фронтальный опрос учеников, превратив сам процесс в увлекательную и познавательную игру. Тестовые задания, далее (ТЗ), отличаются свойствами технологичности, эффективности, краткости, быстроты ответа, определимости меры трудности, лучшей понимаемости смысла заданий.

Тестовые задания могут быть: итоговыми, промежуточными (тематическими), контрольными, обучающими. Итоговые задания предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематические - способствовать улучшению самого учебного процесса. К контрольным относятся те, основной целью которых является установить факт знания/незнания учащимся тем, и, соответственно оценить его. Цель обучающих тестов — обеспечить усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом, умением, деятельностью, и контроль их выполнения выступает для учителя, как средство управления этим процессом. В учебном процессе ТЗ подбираются, чаще, по тематическому или иному принципу.

Рассматривая этапы конструирования тестов (Прил.1), возникает своеобразный цикл, который практически бесконечен, так как бесконечно и совершенствование теста.

Тестирование для оценки знаний учащихся необходимо составлять так, чтобы оно соответствовало последовательным уровням усвоения.

Выполнение тестов 1 уровня - это репродуктивная деятельность. Учащиеся могут ее выполнять только при повторном восприятии ранее усвоенной информации. К первому уровню относятся тесты на опознание, различие или классификацию изученных объектов. Тесты 2 уровня - это репродуктивная деятельность, направленная на выявление умения учащихся воспроизводить информацию без подсказки, т.е. на подстановку ответа. В этом виде задания пропущено слово, фраза и т.д. Тесты 3 уровня содержат цель и неполную ситуацию, которую учащийся должен дополнить, чтобы применить известную деятельность. Это эвристический уровень деятельности. Учащийся работает не по готовому алгоритму, а по самостоятельно созданному решению. Задание для 4 уровня содержит только цель, а ситуация, условия, действия за испытуемым. При решении такого теста происходит продуктивное действие творческого типа. В процессе выполнения деятельности добывается объективно новая информация. Тесты четвертого уровня должны выявлять творческие умения учащихся. В начальном звене, чаще всего, применяются для тестирования 1-3 уровни, 4 уровень применяются в конкурсах «Почемучка», «Марафон знаний», «Планета знаний» и в других коммерческих конкурсах.

При использовании в течение ряда лет программированного контроля для оценки знаний учащихся, были выработаны рекомендации, которые, в совокупности, могут служить методикой, используемой при составлении тестов. (Прил.2). Рекомендаций очень много, поэтому, умение составлять тестовые задания приходит с опытом и является своего рода искусством.

Точной классификации тестов нет, но встречаются следующие типы тестовых заданий: задания закрытого типа, с множеством выборов, оптимальное количество выборов – 4; тестовые задания открытого типа, со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак и т.д. Виды тестовых заданий представлены в таблице:

Виды ТЗ

Форма тестового задания

Инструкция

Закрытого типа

альтернативный выбор

испытуемый должен ответить «да» или «нет»

установление соответствия

испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

множественный выбор

испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

установление последовательности

испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

Открытого типа

дополнение

испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

свободное изложение

испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

Трудность в применении заданий открытого типа заключается в формализации ответов: их неоднозначность затрудняет стандартизацию, что является серьезной проблемой в случае проведения компьютерного тестирования, поскольку при создании эталона к такому заданию необходимо предусмотреть все возможные варианты ответа, учитывая наличие и отсутствие знаков препинания, пробелов, характеристики шрифта и т.д.

Задания, включенные в тест, можно разделить на 5 групп:

1.Понимание простой информации (терминов, фактов, понятий, явлений), должны составлять 40% теста.

2. Понимание сложной информации, интегрирующей отдельные части простой информации (сравнение, синтез) – 29%.

3.Использование теории, анализ и решение проблем -21%.

4. Использование материалов, естественнонаучных методов – 6%.

5. Проведение исследований – 4%.

При разработке тестов необходимо придерживаться определенных принципов. Значимость. Этот принцип указывает на необходимость включения в тест только тех элементов знания, которые можно отнести к наиболее важным, ключевым в общей системе проверяемых знаний. Научная достоверность. Каждое задание теста опирается на факт, правило, теорему, норму, закон или на апробированный в практике метод. Возрастающая трудность учебного материала. Этот принцип означает, что каждый учебный элемент в процессе контроля обладает некоторой усредненной трудности, на которую и нужно ориентироваться. Испытуемый, правильно отвечающий на трудные задания, с большой вероятностью отвечает правильно и на легкие задания. Репрезентативность содержания. Полнота и достаточность числа заданий. Число заданий традиционного теста обычно бывает не менее тридцати. Вариативность содержания. Содержание теста не может оставаться неизменным и независимым от развития науки, научно - технического прогресса, от нового содержания учебной дисциплины и от новых учебников. По мере изменения содержания учебной дисциплины должно варьироваться и содержание теста. При этом принимается во внимание контингент учащихся. Если тестируется слабые по подготовленности учащиеся, то трудные задания теста просто не работают; ни один ученик правильно ответить на них не может. И потому, из дальнейшей обработки и интерпретации тестовых данных, эти задания исключаются. Содержание теста для слабо подготовленных учащихся, заметно отличается для хорошо обученных. Таким образом, в содержании теста для разных групп имеются вариантная и инвариантная части. Системность содержания. Это означает подбор такого содержания тестовых заданий, который отвечал бы требованиям системности знаний. Комплексность

и сбалансированность содержания теста. Тест, разработанный для итогового контроля знаний, не может состоять из материалов только одной темы, даже если эта тема является самой ключевой в учебной дисциплине. Доступность содержания. Подобранные тестовые задания не должны быть излишне легкими. Так же принципы: соответствие содержания целям проверки; принцип соответствия содержания заданий материалу, представленному в стандартах; принцип полноты и значимости; принцип достоверности тестирования; объективности оценки результатов тестирования; технологичность тестирования

Кроме требований, предъявляемых к нормам теста, существуют определенные, строгие правила проведения тестирования (Прил.3), этапы конструирования (Прил.1), обработка и интерпретация его результатов.

Измерение объема выполненной работы достигается с помощью оценивания в баллах каждого задания и теста в целом. Задания могут оцениваться в 1, 2 и 3 баллов. Шкала оценивания:

оценка «5» выставляется испытуемым за верные ответы, которые составляют 91 % от общего количества вопросов;

оценка «4» соответствует работе, которая содержит от 71 % до 90 % правильных ответов;

оценка «3» соответственно от 50 % до 70% правильных ответов;

работа, содержащая менее 50 % правильных ответов, оценивается как неудовлетворительная.

После проведения тестирования, для каждого задания высчитывается коэффициент трудности (U) по формуле:

где N – общее количество испытуемых, m – количество испытуемых, правильно ответивших на данный вопрос.




Наиболее важные, из этих правил следующие: если задачу решило менее 20%, то она слишком сложная, а если более 80% - то слишком легкая, и такие задания не должны включаться в итоговый вариант теста. Числа 20% и 80% - взяты достаточно условно. Например, в слишком легких заданиях может содержаться подсказка на правильный ответ, а слишком трудные задания могут содержать некорректную постановку вопроса.

О достоинствах тестирования говорилось выше, однако тестовый контроль обладает рядом недостатков. Чрезмерное увлечение тестированием, без должного критического осмысления, различных его аспектов, может привести к недостаточно объективной оценке его учебной ценности, и тем самым, вместо пользы, принести вред делу практического преподавания. Следует отметить, что, несмотря на обширную литературу по данным видам тестов, их широкую апробацию на практике и многочисленные экспериментальные исследования, ряд кардинальных вопросов остается не до конца выясненным. Адекватность тестов лексических, грамматических, фонетических, разработка проверяющих то или иное умение, отнюдь не безусловна. Дело в том, что во всех объективных тестах испытуемому дается материал, который представляет собой правильный ответ и который испытуемый должен лишь узнать. Другими словами, в основе выполнения тестового задания лежит узнавание, а убедительных данных, определяющих условия узнавания, что испытуемый может воспроизвести эту же единицу самостоятельно, пока нет. Единственное, о чём можно говорить с уверенностью, это то, что отрицательный результат выполнения теста свидетельствует о невладении соответствующим материалом. Отмечается, что тестовый контроль не проверяет умение учащихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения. В этой связи многие авторы предлагают после проведения тестового контроля проверять, насколько правильно учащиеся могут устно обосновать ответы, которые они дали в тестовых заданиях.


Глава 2. Применение тестовых заданий в педагогической практике

2.1. Эффективность использования тестирования на уроках русского языка


Успех в обучении русскому языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. В своей работе я использую различные способы оценивания при проверке знаний учащихся, но в связи с тем, что в последнее время при проведении итоговой аттестации (ЕМТ), мониторинговых обследований, олимпиад, конкурсов, познавательных игр, учащимся предлагаются задания в форме тестирования, я стала уделять больше внимания этому способу. Кроме того, меня привлекает то, что тестовый контроль – это оперативная проверка качества усвоения, немедленное исправление ошибок, высокая степень объективности получаемых результатов, восполнение пробелов.

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. В начале работы, по ознакомлению с тестами, нет необходимости, заготавливать тестовые задания каждому ученику, даже наоборот, коллективная работа в этот период будет продуктивнее. В дальнейшем, желательно, каждому ученику готовить задание. Чтобы процесс усвоения алгоритма работы с тестовыми заданиями шел эффективнее, практикую безотметочную проверку заданий. Моя задача – научить ребенка оценивать свои действия, результаты, свое продвижение вперед, чтобы наличие ответов в тестах, помогли им объективно оценить свои действия, увидеть ошибки. Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции у детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению их на практике, поэтому тесты использую в качестве проверочных тематических работ (Прил. на диске).

Рассмотрим ТЗ, которые я использую на уроках русского языка.

Процесс формирования грамматических понятий в начальной школе является одним из важнейших, поскольку обеспечивает систематические знания по русскому языку, способствует формированию практических лингвистических умений. Так, например, в тестах, требующих репродуктивных ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, определений, правил, предусмотренных программным материалом, которые требуется запомнить и воспроизвести. Предлагаю учащимся задания 2 уровня:

Впиши правильный ответ:

Имя существительное – это __________________________________.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая стоит после корня и служит для __________________________.

Вставьте нужное слово:

Предлоги со словами пишутся __________, а приставки ___________.

Определи, что обозначает выделенное слово. (Тема. Части речи)


Пришла снежная зима.





Реку покрыл лед.


Задания с альтернативным типом ответа предлагают наличие двух вариантов ответов: да – нет, правильно – неправильно, и способствуют выявлению уровня усвоения сложных развернутых определений, правил. Этот вид заданий используется для выявления таких показателей, как умение определять назначение фактов, устанавливать причину. Задания 1 уровня:

Подчеркни правильный ответ.

Суффикс служит для образования новых родственных слов.

Да. Нет

Между предлогом и другими словами можно вставить какое-нибудь слово, а между приставкой и словом – нельзя.

Да. Нет

Задания с множественным выбором отличаются вариативностью выбора ответа. Школьнику необходимо подчеркнуть или отметить номер ответа, который он считает правильным.

Подчеркни верное утверждение.

Глагол – это часть речи.

Глагол – это часть слова.

Глагол – это часть предложения.

Задания на восстановление соответствия предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти ответ в другой колонке. Задания этого вида могут состоять из двух следующих друг за другом частей, между пунктами которого также требуется установить соответствие. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

Соедини линиями слова и вопросы, на которые они отвечают:


бегун
улыбался
цветок
милый
заснул
высокая

что делал?
какой?
кто?
что сделал?
что?
какая?

что делать?






Тестовые задания с множественным выбором я использую в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по некоторым показателям – не только воспроизведение, но и более комплексные умения. Они состоят из задания и списка ответов на него. Наиболее рациональным считается набор от 10 до 15 ответов. Ответ ученика заключается в выборе того варианта из предложенного набора, который, по его мнению, является наиболее правильным, лучшим или единственным в решении поставленной задачи или вопроса. Так, при изучении темы «Состав слова», дети выполняют следующие задания:

Отметь знаком слова с суффиксом – ик.

Мостик




Ножка




Крик




Столик


Промежуточный тест провожу, как правило, после изучения нового материала, но перед решением основных, типовых задач на применение полученных знаний. Основной целью этого тестирования является проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов, так как продуктивного творческого обучения не может быть на пустом месте, без репродуктивных тренировок. Мною были составлены варианты тематических тестовых заданий по учебнику русского языка с использованием различных тестовых заданий для 3 класса. Речь идет не о том тестировании, которое фиксирует рейтинг достижений учащихся при завершении учебной четверти или учебного года, а о тестировании, как о средстве контроля за состоянием знаний и умений учащихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала.(Прил.1 на диске). Проводя эти тестовые задания, я выявила, что качество по русскому языку увеличилось на 20%, т.к. вовремя устраняла пробелы в знаниях и применяла их систематически.

Для усвоение, овладение учащимся тем или иным материалом, провожу тематические тесты (Прил. 2 на диске). Для того чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности, применяю итоговые тесты (Прил.3 на диске). После тестирования, обязательный анализ, сообщение правильных ответов на каждое задание. После анализа ошибок, я осуществляю эффективное, своевременное повторение того материала, на который опирается следующая порция новой информации.

Анализируя использование тестового контроля, я пришла к выводу о том, что дети лучше справляются с этим видом деятельности, нежели с другими. Тесты повышают качество знаний. Это можно увидеть из сравнительной таблицы.

Качество знаний



Кол-во детей

«5»

«4»

«3»

% качества

Тест №1

8

1

2

5

38%

Тест №2

8

2

2

3

50%

Тест №3

8

3

2

3

63%



2.2. Тестирование с применением компьютерных технологий

Начальный этап организации компьютерного тестирования, далее (КТ), заключается в разработке методики его проведения и предполагает большую методическую работу, заключающуюся, главным образом, в формировании содержания тестовых заданий, в распределении их по типам и уровню сложности. Содержание и постановка вопросов должны обеспечивать валидность и надежность тестовых заданий.

Выполнение каждого теста начинается с «заставки», на которой представлена информация о теме теста, конкретных вопросах программы подлежащих проверке и предполагаемые ответы. По окончании выполнения теста, для испытуемого выводится результат тестирования, в котором фиксируется информация о количестве верных ответов, оценка за выполненную работу, процентная доля знаний, номера неправильных ответов на вопросы.

Для того чтобы составлять тесты на компьютере, нужно знать ПК (программы компьютера). Тестовые задания можно составлять в программах: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Power Point, Tester и другие, а так же поисковые сети Internet. В своей практике, во всех выше перечисленных программах, составляю КТ.

В программе Microsoft Office Word в основном составляю тематические тесты, где учащимся необходимо вставить знак «+», крестик, впечатать букву или слово. Примеры:

Отметь слова , , в которых букв больше, чем звуков.


Печь




Пел

Отметь слова с пропущенной буквой Ж.

Неваля…ка

Сапо…ки

Бабу…ка


Просмотров: 339 | Добавил: musits | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz